Прачечная «Баба Шура»: от студенческой идеи до семейного бизнеса

Александра Пимоненкова придумала идею для бизнеса еще в университете, где училась сначала на экономиста, а потом на менеджера. Увлечение бизнес-планами свело ее с инвестором, который вложил в проект 1,5 млн руб. «Камерная» прачечная «Баба Шура», открывшаяся в феврале 2012 года, так бы и осталась маленьким бизнесом, если бы не Вячеслав Демидов, пришедший в стартап два месяца спустя.

Вячеслав Демидов сразу решил — надо масштабировать «Бабу Шуру» сначала в Новосибирске, а потом и по всей России. Амбиции Демидова покорили не только венчурный фонд Промсвязьбанка, который вложил во вторую прачечную 2 млн руб., но и саму Александру. В августе 2014 года Пимоненкова и Демидов сыграли свадьбу и сразу взялись за создание франшизы.

Бизнес-план как хобби

По специальности я экономист, окончила факультет экономики и кибернетики Новосибирского государственного университета в 2009 году и сразу начала работать финансовым аналитиком на местном заводе «Кока-Колы», открытом по франшизе.

О своем бизнесе я мечтала еще со студенчества, даже идею придумала: открыть прачечную быстрого обслуживания наподобие тех, что уже работали в Москве и Санкт-Петербурге, потому что в общежитии часто приходилось стирать руками, а это было очень неудобно. Но денег на запуск бизнеса не было, поэтому я пошла работать — набираться опыта и собирать первоначальный капитал.

Параллельно с работой я училась в магистратуре по специальности «менеджмент», но получить диплом так и не удалось. В феврале 2012 года стартовал мой бизнес, и я полностью ушла в него.

Из «Кока-Колы» в свободное плавание я отправилась летом 2011 года. Знакомый предложил мне поучаствовать в образовательной программе MBA-regions, которая проходила в Новосибирске в рамках федерального проекта «Ты — предприниматель». Там нас учили делать бизнес-план, я увлеклась этим. С расчетами финансовой модели у меня никогда не было проблем — все-таки экономическое образование, а вот остальные разделы меня научили писать как раз на этой программе. По этой теме я в итоге и писала дипломную работу. Это увлечение помогло мне найти первого инвестора «Бабы Шуры».

Первые деньги

Осенью 2011 года знакомые попросили меня посчитать им финансовую модель ресторана, который они хотели открыть в Новосибирске. Я составила большие таблицы, просчитала все цифры и пришла к ним на инвестиционную презентацию (потому что обычно мои расчеты могла объяснить только я сама). На той встрече я решила рассказать инвестору еще и о собственном проекте — прачечной быстрого обслуживания. Идея ему понравилась, и он решил вложить в мой бизнес 1,5 млн руб.

80% этих денег ушло на закупку оборудования: 7 стиральных машинок, 6 сушилок, гладильной установки и катка, столов, сопутствующего оборудования. Еще 20% — на аренду помещения на три месяца вперед. Согласование контракта с инвестором, открытие ООО, поиск помещения, закупка и установка оборудования уложились в три месяца, и в феврале 2012 года в Новосибирске заработала «Баба Шура».

Самой сложной задачей оказался поиск подходящего помещения. Прачечную хотели открыть в Студгородке, поближе к общежитиям. Но вся недвижимость на территории Студгородка — собственность Министерства образования, чтобы заключить договор аренды, надо собирать ученый совет, отправлять документы в Москву и выигрывать тендер. Мне не удалось преодолеть даже первый барьер — ученый совет, мой вопрос оказался для них неважным. Но тут подвернулся счастливый случай: коммерческая точка неподалеку как раз освобождалась, и мы с удовольствием заняли это место.

Для всех и каждого

Прачечная довольно быстро стала востребованной, и не только среди студентов. К нам приходят разные клиенты: и бабушки, и молодые семьи. Были даже обеспеченные мужчины, просили погладить им кучу рубашек. «Баба Шура» — прачечная для всех. Зачем людям покупать большую машинку на 12 кг, чтобы раз в два месяца, например, постирать плед? Это невыгодно. Да и глажка белья — процесс, отнимающий много времени и сил. Мы готовы взять эту часть домашних хлопот на себя. Получается аутсорсинг домашнего хозяйства.

Стоимость наших услуг — 150-200 руб. за одну загрузку 5 кг. Это стирка и сушка белья. Глажка одной вещи обойдется в 10-50 руб. Ежедневно к нам приходят примерно 10-30 клиентов, в выходные поток доходит до 70. Основной костяк — постоянные клиенты, те, кто стирает у нас 2-3 раза в месяц. Случайных посетителей у нас, как правило, не бывает. Прачечная находится в лесу — рядом с общежитием, но в стороне от жилых кварталов.

Сейчас «Баба Шура» продвигается за счет сарафанного радио. Мы опрашиваем всех новых клиентов, практически никто из них не приходит к нам по рекламе. Хотя на старте мы активно продвигались в общежитиях, вешали баннер, делали рассылку, но из-за неправильного оформления она почти не дала результата. Если клиент приходит к нам один раз, он остается надолго — до тех пор, пока не сменит местожительство. Студенты оканчивают университет, уезжают, на замену им приходят первокурсники.

Женское дело

Прачечная окупилась через 2,5 года. Сейчас в ней работают два сотрудника посменно. А весь первый год в «Бабе Шуре» трудились мы с мамой. Я сама работала каждый день: проходила курсы по стирке и пятновыводке. Хотелось сначала глубоко вникнуть в процесс, чтобы иметь возможность контролировать своих работников.

С персоналом нет особых сложностей: людей ищу по объявлению, провожу мини-экзамен: девушки должны отсортировать кучу белья и объяснить, что и как стирать, на какой температуре, с каким порошком. Это несложно, практически все женщины сталкивались со стиркой в быту.

Мужские амбиции

В августе мы открыли вторую точку — в жилом районе Новосибирска. Нашим новым инвестором стал венчурный фонд Промсвязьбанка. С ними мы познакомились на форуме «Молодые миллионеры Сибири», который проходил у нас в городе в ноябре 2013 года. Там мы презентовали наш проект и пообщались с Константином Каменщиковым, управляющим Сибирским филиалом Промсвязьбанка и ответственным за развитие фонда в нашем регионе.

В марте мы выиграли конкурс «Бизнес-успех», да и вообще в нашем портфолио много побед на городских и локальных конкурсах. Вкупе с простой бизнес-идеей и понятной финансовой моделью это и привлекло внимание венчурного фонда. Мы получили 2 млн руб. инвестиций на открытие новой точки и закупку оборудования. Тянули, правда, с этим долго. Не могли найти подходящего помещения — с хорошей проходимостью, в густонаселенном районе. Здесь наша целевая аудитория — молодые семьи и местные жители.

Вообще в мои планы масштабирование не входило, этим занимается мой партнер Вячеслав Демидов. Он, как настоящий мужчина, сразу нацелился на завоевание рынков, рассказал о нас фонду Промсвязьбанка и теперь готовится к запуску франшизы.

Рынок Новосибирска вполне может вместить в себя еще несколько наших точек, на них мы наберемся опыта выстраивания корпоративной сетки, а затем, к началу 2015 года, запустим франшизу. Ею уже активно интересуются в других регионах и даже в Белоруссии. Так что не за горами то время, когда «Баба Шура» станет международным брендом.

Источник: https://kontur.ru/

Scroll To Top