История проекта «Потап», аналога YouDo для мастеров по мелкому ремонту

Идея нового бизнеса, рассказывает генеральный директор IT-компании «Инфотех» Лапошин, родилась, как это часто бывает, когда сталкиваешься с проблемой. «Летом 2010 года мы с супругой ехали домой на такси, и она отметила, что здорово, когда диспетчер оповещает водителей о заказе и те из них, кто ближе, берутся его выполнять. Накануне я никак не мог понять, почему для починки потекшего крана мне необходимо ждать мастера несколько дней»,— рассказывает Вячеслав Лапошин. Предположение, что пока он обзванивает одну за другой компании по ремонту и выслушивает в ответ, что мастер придет в лучшем случае послезавтра, в квартале от него живет свободный сантехник, оказалось правильным.

Очевидные минусы традиционных компаний «Муж на час» состоят в том, что они практически не уделяют внимания «витрине» своего бизнеса. Чаще всего сайты таких компаний содержат прейскурант и номер телефона для связи. Кроме того, эти компании физически не могут охватывать большое количество мастеров: максимум, что могут позволить себе крупные игроки этого сегмента рынка,— содержать в штате пару десятков мастеров. Лапошин эти недостатки учел.

Первое преимущество, которым обзавелся «Потап», по сравнению с конкурентами,— большой выбор мастеров. У «Потапа» их сейчас больше четырех тысяч. Большинство мастеров работают в обычных фирмах, оказывающих ремонтные услуги, и параллельно получают работу от «Потапа». Привлечь их помогла грамотно выстроенная система заказов.

В описании проекта говорится, что «Потап» — это цивилизованный рынок труда для частных мастеров. Самому Вячеславу Лапошину близка и другая формулировка. Его проект — это «гильдия частных мастеров». Заказ — список выполняемых работ — получает не любой мастер, зарегистрированный на сайте. Действует принцип ранжирования специалистов, а на работу, фактически, выставляется тендер. Чем больше у мастера опыта, тем на более сложный и дорогой заказ он может претендовать. Профессионализм мастеров подтверждается рейтингом, который составляется на базе отзывов клиентов и количестве выполненных заказов.

«Это конкурс. После обращения клиента мастера выставляют свои заявки. Система назначает мастера, исходя из его рейтинга, географического расположения, заявленных им комиссионных»,— рассказывает владелец «Потапа».

Комиссионные — это цена, которую готов заплатить мастер посреднику «Потапу» для получения заказа. Когда проект только начал работу, «обкатывались» разные способы оплаты, было несколько идей, включая абонентскую плату. Остановились на том, что мастера предварительно вносят на свой счет в «Потапе» средства, а при поступлении заказа акцептуют списание со счета определенной суммы путем выставления заявок на тендер. Оплата составляет 2–10% от стоимости заказа. При заказе на большой объем работ и, соответственно, большую стоимость, комиссия, которую отдает мастер, снижается и составляет уже 5–2%. Средний чек сейчас — 1,5–2 тысячи рублей. Математическая модель, которая учитывает интересы трех сторон: заказчика, мастера и сайта,— сердце бизнеса, говорит Вячеслав Лапошин. Никто из конкурентов пока ее не повторил.

Второе преимущество «Потапа» оформилось вместе с появлением в продаже недорогих смартфонов, стоимостью до 5 тысяч рублей. Чтобы контролировать перемещения мастеров, специалисты компании разработали мобильные приложения, которые передают координаты работников на интерактивную карту. В результате клиент компании может видеть в реальном времени, сколько свободных мастеров сейчас находится в его районе. Приложения работают для трех платформ: Android, Windows Phone и Mac OS. «У нас были большие сомнения, смогут ли рабочие люди справляться с системой, рискнули, и оказалось, что ребята очень живо интересуются новыми технологиями»,— рассказывает Лапошин. Услуги связи оплачивает мастер, мобильный интернет дешев. Есть и еще одна находка: чтобы снизить нагрузку на серверы компании, о состоянии заказа мастера докладывают и узнают из Twitter.

Важная составляющая бизнеса Вячеслава Лапошина — полностью автоматизированная система регистрации и распределения заказов, созданная в «облачной» операционной системе Microsoft Azure. «Мощности, которые предоставляет Microsoft, могут наращиваться в любой момент по мере возрастания нагрузки. Кроме того, сам сервис организован так, что может распределяться на многие компоненты, например по разным городам можно запустить отдельный сервис»,— объясняет владелец «Потапа».

Свой сайт Лапошин начал создавать в начале 2010 года, летом он был открыт для регистрации мастеров. После первых заказов, благодаря «сарафанному радио», произошел резкий рост регистраций мастеров — до тысячи. В 2011 году, как говорит бизнесмен, сайт вышел на самоокупаемость. Каких инвестиций потребовал проект, владелец не раскрывает. Сумму можно примерно подсчитать, однако стоит учитывать, что, например, разработчики сайта и приложений — штатные сотрудники «Инфотеха». Тем не менее, несложные расчеты, исходя из среднего гонорара на рынке, говорят, что услуги программистов за два года существования проекта обошлись компании в 4 тысячи. Основные ежемесячные расходы приходятся на маркетинг. Только на рекламу в месяц уходит тысяч. Плюс затраты на колл-центр, который расположен в Ижевске. Во сколько обходится его содержание, Лапошин не говорит. Пока 70% заказов совершается по телефону, но со временем, как надеется автор проекта, соотношение изменится в пользу онлайн-заказов на сайте.

У бизнесмена большие планы экспансии. После начала успешной и отлаженной работы системы в Москве и Петербурге сервис заработал в Воронеже. В тестовом режиме были подключены Новосибирск и Екатеринбург. Так как система не имеет ограничений, Лапошин решил сразу «застолбить» место на международном уровне. «Потап» уже заговорил по-английски и по-французски. У Лапошина есть партнеры в Дубае и Париже, а в Нью-Йорке — мастер Дэн (тестировщик Даниил). «Мы там пока скорее занимаемся инфраструктурой, но скоро перейдем к набору местных мастеров»,— говорит Вячеслав Лапошин.

Истчоник: journal.dasreda.ru

Scroll To Top