Promobot: как студенты из Перми запустили производство роботов

EHN4EvTRRVo RbZzaUDZ--s 6UNWYN21D2c

В начале 2013 года пермские студенты Олег Кивокурцев, Максим Утев и аспирант Игорь Еремеев и подумать не могли, что уже через год станут владельцами прибыльной компании с многочисленными клиентами. Все решил случай: одному из них пришла в голову идея создать робота-снегоуборщика. А со временем появились и роботы-промоутеры.

Робот-дворник

Мы с Максимом учились на кафедре строительных и дорожных машин, а Игорь был аспирантом и занимался программированием веб-сайтов. У меня в то время был небольшой бизнес по продаже чая, а Максим составлял конструкторскую документацию на заказ.

У Игоря уже был гусеничный робот, которого он собрал для защиты магистерского диплома на электротехническом факультете. Хоть у его разработки и не было особого технического назначения, да и конструкция не была оптимальной, с точки зрения программирования и аппаратной составляющей робот был очень хорош. Мы решили реконструировать его для практических целей, в частности, «заточить» под уборку снега.

Буквально за месяц мы сделали прототип и получили первые заказы. Так, самым первым нашим заказчиком стал житель Чехии, ненавидящий снег. Он нашел нас, увидев видео на YouTube.

Позже с этим продуктом мы стали участвовать в различных стартаперских конкурсах вроде конкурса Фонда Бортника «Умник», «Большая разведка» в Перми, БИТ, GenerationS, Startup Сабантуй! и др. На одном из таких конкурсов мы познакомились с Алексеем Южаковым, руководителем компании «Интеллект-строй», интегратором систем «умный дом» на Урале. Мы предложили ему использовать наших роботов-снегоуборщиков в качестве автоматизированных систем по уборке снега в «умных домах». Алексею идея понравилась, но у него было свое видение относительно развития продукта и его перспектив на рынке. Он, будучи человеком, посетившим огромное количество выставок по всему миру, рассказал нам, что сейчас огромный интерес к антропоморфным роботам.

Универсальный помощник

Алексей предложил нам заняться проектом вместе с ним: с нас — разработка, с него — условия. Мы решили попробовать сделать робота, который бы самостоятельно передвигался, двигал руками и головой, разговаривал бы на любые темы, распознавал речь даже в самых шумных помещениях, распознавал личность, определял половозрастные характеристики, а также транслировал промоматериалы на своих дисплеях.

Идея универсального робота-помощника нас очень вдохновила, и мы с головой окунулись в работу. На четыре месяца. Спустя это время у нас уже был полностью функциональный прототип. В процессе возникли сложности с производством корпусных деталей, разработкой программно-аппаратных составляющих, но, несмотря на все препятствия, мы создали альфа-версию продукта и назвали его Promobot. Когда мы углубились в изучение игроков на рынке, поняли, что наш продукт обладает самым широким функционалом из всех представленных на рынке решений.

К моменту запуска серийного производства в декабре 2014 года мы устранили все баги и выпустили первую партию — 10 штук, которую тут же распродали.

Производство мы наладили на территории бывшего Пермского лакокрасочного завода. Корпусные детали для нас производит компания, специализирующаяся на создании пластиковых изделий. Большинство электронных компонентов производится в Китае, раму и металлические детали мы заказываем на Краснокамском ремонтно-механическом заводе.

Сотрудники? Нет, не слышал…

Еще через четыре месяца, после сборки серийного образца, Promobot приобрели большинство торговых центров, бизнес-парков и несколько других компаний Перми. Через 90 дней после подписания договоров 11 наших промоботов стояли и приветствовали посетителей различных организаций по всему городу. Мы сделали Пермь самым роботизированным городом, а заработанные средства позволили продолжить разработку и совершенствовать продукт.

Робот стал популярным, потому что он универсален. Promobot может работать администратором, хостесом, промоутером, а также рекламной площадкой.
Основное направление потребитель определяет самостоятельно: сегодня может использовать робота вместо администратора, завтра — в качестве промоутера.

Наш робот также обладает системой распознавания личности. По своей сути эта способность является офлайн-аналогом «Яндекс.Метрики» и Google Analytics. Робот распознает количество людей, которое посетило помещение, определяет их пол, возраст и настроение (робот сканирует лицо на протяжении какого-то времени и по мимике распознает настроение.). Данная опция очень удобна для маркетологов, ведь все хотят знать, кто их основной клиент. Это означает, что в первую очередь наш робот конкурирует с административным персоналом компаний. Преимущества очевидны: робот не опаздывает на работу, не берет отгулы, не болеет. Ему нет необходимости выплачивать больничные, отпускные, зарплату.

Promobot знает о деятельности компании абсолютно все, достаточно просто загрузить основную информацию в его сервисы и не тратить силы на обучение, как это было бы с персоналом. С точки зрения сбора аналитики нашим конкурентом является анкета, которую просят заполнять посетителей. Обычно заполняют не все либо без особого желания. Робот же собирает всю информацию самостоятельно, не беспокоя людей.

План захвата

Если говорить о рынке робототехники, то нужно понимать, что большинство подобных продуктов по факту роботами не являются. Самое распространенное решение — это роботы телеприсутствия, когда на расстоянии 5-10 метров от робота сидит человек и управляет им с помощью джойстика, а также произносит за робота фразы в микрофон. Применяются данные продукты исключительно на выставках и презентациях, в маркетинговых целях. Наше решение позволяет полностью исключить человека из процесса. В Promobot достаточно просто загрузить речевые модули, и он отработает свои 8 часов без проблем. Таким образом, происходит экономия средств на зарплату оператора, экономия времени на его обучение основным направлениям деятельности промотируемых компаний.

Наш основной конкурент — это робот корейского производства. Он так же является автономным, может общаться на любые темы, но у него не очень приятный внешний вид. Корейцы решили максимально «очеловечить» робота — вплоть до внешних особенностей, сделав вместо головы экран, на котором изображено человеческое лицо. Время его работы — 3 часа, наш робот может трудиться от 8 до 12 часов без перерыва. К тому же цена корейского робота составляет около 0 000, в то время как цена нашего робота за минимальную комплектацию, составляет 000.
Нашими клиентами являются торговые центры, кинотеатры, экспоцентры, бизнес-центры — организации, которым необходимо разгрузить персонал и привлечь новых клиентов. Среди покупателей много тех, кто часто ездит по выставкам, и у кого есть необходимость выделиться среди конкурентов.

У одной из компаний количество сделок по окончанию выставки увеличилось на 30%, поскольку она смогла приковать к себе внимание целевых посетителей мероприятия. Мы тоже любим ездить на выставки, где наши роботы традиционно воспринимаются на ура, но для привлечения клиентов мы также делаем холодные звонки, занимаемся интернет-продвижением и e-mail-рассылкой.

Наша компания вышла на окупаемость уже в первый год: меньше чем за год мы продали более 20 роботов по всей России и странам СНГ. К концу года мы собираемся как минимум удвоить эти показатели. Параллельно мы развиваем проект «робот-снегоуборщик». Мы уже продали 10 штук, этой зимой планируем реализовать еще 100 «снегоуборщиков».

Сейчас в команде работают 12 человек. Мы планируем привлечь инвесторов, необходимая сумма на данный момент составляет 0 000. Средства пойдут на улучшение продукта и поиск решений для его удешевления.

Источник: https://kontur.ru/

Scroll To Top