Как студент-недоучка и любитель джаза создали самый дорогой стартап в мире

Молодые предприниматели Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик готовятся привлечь 1 млрд долл. частных инвестиций для развития своего стартапа по заказу такси через мобильное приложение Uber.

Если их усилия увенчаются успехом, рыночная стоимость проекта вырастет до 10,7 млрд долл. — рекордная цифра для стартапа. У инвесторов есть вполне серьезная причина доверить свои деньги Кэмпу и Каланику: бизнесмены не раз доказывали, что могут с нуля создавать прибыльные компании.

Продавец от Бога

Настоящий продажник — именно так характеризуют все знакомые уроженца пригорода Лос-Анджелеса, 37-летнего Трэвиса Каланика. Как пишет Business Insider, еще подростком Трэвис держался весьма уверенно и всегда играл на публику.

«У меня было ощущение, что он всегда пытался мне что-то продать, как продавец подержанных автомобилей», — вспоминает его одноклассник. В юности Трэвис ходил по домам и продавал ножи, и вскоре понял, что может убедить людей купить практически что угодно.

Юноша поступил в IТ-колледж при Калифорнийском университете. Как и его отец, он решил стать инженером. Общительность и умение ладить с людьми помогли молодому предпринимателю и там: он организовал сервис, помогающий студентам учиться. Между тем его увлек бизнес, связанный с компьютерами, ради которого Трэвис даже бросил учебу.

Два его приятеля создали в 1998г. стартап Scour, позволяющий пользователям обмениваться медиафайлами. Сначала новый бизнес, в котором Каланик отвечал за маркетинг и развитие, располагался в обычной квартире. Scour, предшествовавший появлению популярного сервиса Napster, быстро становился популярным, и однажды его основатели пожаловались ФБР, что их преследуют хакеры. Каково же было удивление сотрудницы службы, обнаружившей вместо солидной компании кучку лохматых мальчишек перед мониторами.

Юнцам удалось убедить инвесторов в своей надежности: Scour получил инвестиции в размере более 10 млн долл., но в 2001г. бизнес потерпел крах из-за исков медиакомпаний. Впрочем, Каланик не растерялся и «подобрал» специалистов из Scour в новый, созданный уже им самим стартап Red Swoosh, позволяющий обмениваться файлами благодаря технологии, сходной с битторрент.

У этого бизнеса были как взлеты, так и падения — в августе 2001г. семи сотрудникам даже нечем было платить зарплату. В сентябре Каланик планировал встретиться с директором по технологиям и основателем провайдера платформ Akamai Даниэлем Левином, но тот погиб во время теракта в США.

Red Swoosh выстояла. В 2005г. основателю удалось получить почти 2 млн долл. от инвестора-миллиардера Марка Кьюбана, владельца кабельного телеканала и сети кинотеатров. К тому моменту Каланик подумывал о продаже своего детища, за которое Microsoft предлагала 1,2 млн долл., но решил подождать и не прогадал: в 2007г. Red Swoosh была продана Akamai почти за 19 млн долл.

Студент-бизнесмен

Путь к успеху 25-летнего Гаррета Кэмпа был менее тернист. Его предки были родом из Великобритании, возможно, поэтому он в своих интервью значительно меньше рассказывает о своей жизни, чем Каланик. Изучая программную инженерию в канадском Университете Калгари, Кэмп в 2002г. создал стартап StumbleUpon, представляющий собой смесь коммерческого сервиса поиска веб-страниц и соцсетей. Участники сообщества StumbleUpon ищут интересные страницы и рекомендуют их друг другу.

В течение четырех лет Кэмп и другие соучредители финансировали сервис самостоятельно. В 2006г., получив степень магистра, Кэмп переехал в Сан-Франциско, где ему удалось привлечь к финансированию проекта нескольких инвесторов. Спустя год стартап был продан Ebay за 75 млн долл.

Стартап для себя

Удивительно, но два столь несхожих человека — сдержанный, образованный любитель джаза, скромно одетый Кэмп и отличный рассказчик, недоучка, любитель видеоигр, предпочитающий броские футболки и кроссовки, Каланик — не просто нашли общий язык, но и создали совместный бизнес. Идея такси-сервиса в один клик родилась после того, как они не смогли найти такси в Париже, пишет Bloomberg. Как рассказал Кэмп в интервью порталу U99, мысль принадлежала ему.

«До появления Uber я был вынужден ждать такси по 30-40 минут, а оно не появлялось. Я создал продукт для себя, — объясняет он причину создания такси-сервиса. — Я пытаюсь записать каждую идею, затем обсуждаю с друзьями, сотрудниками, инвесторами и советниками и смотрю, что из этого выйдет. Часто я берусь за идею и снова пересматриваю ее, чтобы понять, имеет ли она смысл. Если я доволен — ищу кого-то, кто в восторге от нее».

Идея такси-сервиса в один клик родилась после того, как Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик не смогли найти такси в Париже
Примерно так же получилось с Uber: Кэмп зарегистрировал компанию в 2009г., а позже рассказал о ней Каланику, сделав его «главным советником» и гендиректором. Сейчас компания предлагает свои услуги в 115 городах по всему миру. «Мы находимся в четырех городах Китая, пяти или шести городах Индии. Мы в Боготе и Кали в Колумбии — везде», — рассказал Каланик The Financial Times. В декабре прошлого года блог Valleywag сообщил, что недельная прибыль стартапа составляет более 20 млн долл., сама компания финансовые показатели не раскрывает.

Первоначально Кэмп и Каланик вложили в Uber свои средства, но вскоре компания привлекла 307,5 млн долл. от инвесторов, включая Benchmark, TPG Capital и Google Ventures. В прошлом году компания оценивалась в 3 млрд долл. Руководство Uber рассчитывает привлечь инвестиции на 1 млрд долл., благодаря которым проект будет оценен в 10,7 млрд долл. и станет самым дорогим стартапом в мире, сообщило Bloomberg со ссылкой на свой источник.

Впрочем, генератор идей Кэмп на успешном проекте не остановился. В 2013г. он создал компанию Expa, помогающую развивать стартапы. Expa будет участвовать в разработке каждого проекта с самого начала до выхода продукта на рынок и инвестировать в каждый проект от полумиллиона до 1 млн долл. В марте компания заявила, что получила 50 млн долл. инвестиций от весьма известных персон, включая основателя Virgin Ричарда Брэнсона, главу НР Мэг Уитмен, члена совета директоров Google Рама Шрирама, а также гонконгского миллиардера Ли Кашина.

Источник — top rbc

Scroll To Top