5 необычных споров с налоговиками, в которых компании отстояли почти 30 миллионов рублей

Практика показывает, что при грамотном подходе компания может списать в уменьшение прибыли даже такие расходы, как оплата игры охранников в пейнтбол. Какие еще траты, не относящиеся непосредственно к бизнесу, компании умудрялись включать в себестоимость?

1) Без автомобиля Maybach невозможно увеличить прибыль (спор на миллион)

В ходе выездной проверки компании «Маиф» инспекторы обнаружили, что руководство арендовало машину марки Maybach для поездки на переговоры к клиенту. По мнению контролеров, использование столь дорогого автомобиля не требовалось, значит, затраты на аренду были экономически неоправданны. В результате фирме отказали в возмещении НДС и обязали выплатить в бюджет недоимку, штраф и пени на общую сумму более 1 млн руб.

Доводы компании. Генеральный Директор использовал машину исключительно для того, чтобы повысить деловую репутацию фирмы. Это ему удалось. Подтверждение – отчет о прибылях и убытках, из которого видно, что финансовое положение компании улучшилось. Суду были представлены также иные доказательства: заключение маркетологов об имидже фирмы и его взаимосвязи с качеством представительского транспорта; дополнительное соглашение к трудовому договору с директором, в котором есть пункт о служебном авто.
Судьи приняли сторону компании, посчитав ее аргументы убедительными.

2) Если дети играют в футбол, клиенты становятся лояльнее (спор на 22 миллиона)

Сеть гипермаркетов устроила детский футбольный турнир. Расходы на него бухгалтерия списала в уменьшение прибыли. Однако инспекторы, которые проводили проверку, заключили, что оснований для этого не было, поскольку затраты не имеют отношения к производственной деятельности компании, да и рекламными их назвать нельзя. В итоге сеть гипермаркетов обязали возместить более 22 млн руб.

Доводы компании. Прежде чем организовать соревнование, Генеральный Директор издал приказ, в котором оговорил, что футбольный турнир проводится для формирования лояльного отношения к гипермаркетам со стороны покупателей, создания положительного имиджа компании, привлечения внимания новых клиентов. Чтобы достичь этих целей, матчи проводили прямо на парковке перед одним из магазинов. Целевая аудитория – дети от 10 до 12 лет, чьи родители уже были покупателями сети или могли заинтересоваться этими магазинами. Для команды – победительницы турнира гипермаркет организовал поездку в Англию. О фирме стали больше писать в прессе, ее начинание освещалось телевидением, радио, появилась информация в Интернете. В итоге количество клиентов увеличилось, значит, как указала компания, все расходы (и на проведение турнира, и на призы) экономически оправданны.

Судьи подчеркнули, что руководители компаний имеют право сами выбирать способ и средства продвижения своих фирм или продукции. Поскольку в ходе мероприятия распространялась информация о деятельности компании и демонстрировался ее товарный знак, организационные расходы можно отнести к рекламным.

3) Пейнтбол – верный способ проверить надежность охранников (спор на 2,3 миллиона)

Охранная фирма арендовала оборудование для игры в пейнтбол, а также закупила красящие шарики-пули. Цель – проверка навыков охранников, их профессиональной пригодности. Налоговики таких странных расходов не одобрили. В заключении они написали, что траты на оплату культурно-зрелищных или спортивных мероприятий, равно как другие траты такого рода, произведенные в пользу работников, нельзя учитывать при расчете налога на прибыль. Мало того, документы, подтверждающие спорные расходы, инспекторы сочли неполными и противоречивыми: акты о проверке знаний не содержат конкретных заданий для выполнения, не доказан факт перемещения товара от фирм-поставщиков, которые к тому же имеют признаки недобросовестных налогоплательщиков. Охранную фирму обязали выплатить недоимку по налогу на прибыль, НДС, а также пени и штрафы на общую сумму более 2,3 млн руб.

Доводы компании. Руководство фирмы настаивало, что сотрудники частного охранного агентства проходили проверку на профессиональную пригодность согласно утвержденному положению о повышении профессиональной подготовки. Пейнтбольное оборудование и красящие шарики использовались для проверки огневой, тактической и специальной физической подготовки охранников. Суду были представлены приказы и учебно-тренировочные планы, платежные поручения, счета-фактуры. Поскольку претензий к документам инспекторы не предъявляли, значит, нельзя было ставить под сомнение реальность закупки товаров у контрагентов.

Судьи заняли сторону компании, посчитав, что регулярные тренировки персонала позволят ей укрепить позицию на рынке охранных услуг, а значит, увеличить прибыль.

4) Собственные уборщицы есть, но их жалко (спор на 3,2 млн)

У одной московской типографии был штат уборщиц, однако она наняла еще и клининговую фирму. Расходы списала в уменьшение прибыли. Налоговики обнаружили это во время проверки и задались вопросом, зачем типографии дополнительные уборщицы, если есть свои. Решили, что незачем, а значит, компания должна доплатить в бюджет более 3,2 млн руб.

Доводы компании. Типография осуществляла масштабные ремонтно-строительные работы, соответственно, объем текущей уборки вырос в несколько раз. Кроме того, в отремонтированных помещениях нужно было провести генеральную уборку. Собственный штат уборщиц оперативно справиться со всеми этими работами не смог бы. Более того, функции штатных и вновь нанятых уборщиц не дублировались: первые проводили ежедневную уборку производственных и офисных помещений типографии, а вторые занимались наведением порядка в подсобных помещениях и площадях общего назначения. Все работы подтверждены договорами, счетами-фактурами, актами.

Судьи посчитали, что претензии налоговых инспекторов необоснованны.

5) Аренда целого самолета необходима, чтобы не опоздать на важную встречу (спор на полмиллиона)

Компания «Таиф» арендовала самолет (рассчитанный на 49 пассажиров), чтобы доставить троих командированных сотрудников в Турцию для участия в переговорах. Затраты на аренду составили более 1,5 млн руб. По мнению инспекторов, намного дешевле было купить билеты на регулярные рейсы. В результате компанию обязали доплатить в бюджет недоимку по налогу на прибыль и штраф на сумму около 543 тыс. руб.

Доводы компании. Чартерные авиарейсы для проезда работников к месту командировки и обратно компания использовала лишь в том случае, если на дату проведения переговоров не было регулярных или транзитных рейсов. Такие меры необходимы для оперативного и непрерывного управления предприятием.

Судьи сделали вывод, что аренда самолета экономически целесообразна, потому что чартерные рейсы позволяют мобильно перемещаться на дальние расстояния (независимо от наличия мест, задержек рейсов, неудобного времени вылета или прилета) и заключать выгодные контракты.

Scroll To Top