Секреты удачного логотипа

Яблоки и Горгона: секреты удачного логотипа — восемь правил создания правильного фирменного знака вашей компании.

Логотип — зеркало души компании: как утверждают рекламщики, он говорит о вашей фирме гораздо больше, чем вам кажется. Практически любая его деталь — цвет, форма, шрифт — может нести скрытое послание клиенту. И для судьбы вашей фирмы важно, чтобы это послание было осмысленным и правильным: удачный логотип сильно повышает узнаваемость бренда и привлекает к себе внимание нужной вам аудитории.

1. Учитывайте сферу бизнеса

Внешний вид эмблемы компании должен соответствовать отрасли, в которой она работает. «Если у вас серьезный бизнес, связанный с производством, то вам подойдут основательные, прямоугольные, футуристические формы,— говорит частный дизайнер Лена Гордон.— А вот если вы занимаетесь гламурной одеждой, тогда нужны завитушки, цветочки, лепесточки». Правда, в нашем отечестве есть и антипримеры — многие вспомнят морду овчарки, грустно глядевшую на человека девяностых с детского рисунка — логотипа товарной биржи «Алиса». Однако в наше время такие примеры вряд ли удастся найти — подросшая культура бизнеса требует, чтобы клиент сразу же получал адекватное представление о фирме.

2. Обращайтесь к дизайнеру с ясно сформулированными требованиями

Будет лучше, если вы придете к художнику уже с готовым видением того, что вам нужно. Но для того, чтобы его сформировать, вам потребуется изучить примеры других компаний. «Нужно заранее набрать базу логотипов, которые вам нравятся,— говорит руководитель отдела дизайна и полиграфии рекламной компании «Вера-Олимп» Никита Семаго.— Причем не обязательно это должны быть компании, которые работают в той же сфере, что и вы. Несите художнику все, что, как вам кажется, соответствует идее вашего бизнеса». Впрочем, тут важно не впасть в откровенный плагиат. Особенно в том случае, если вы собираетесь регистрировать получившийся шедевр в качестве товарного знака: если он уж слишком напоминает лого известных марок, вам могут отказать в регистрации.

3. Используйте один или два цвета

Более двух цветов используют в основном инновационные компании, стремящиеся подчеркнуть свою нестандартность (самые яркие примеры — Google и Microsoft) или фирмы, чей бизнес имеет отношение к индустрии развлечений (особенно к телевидению — вспомните логотип NBC). Еще одно исключение — компании, занимающиеся оперативной полиграфией: тут уж сам бог велел изобразить всю палитру красок. Но таких фирм немного — всего 5%. «Попугайность» не в моде: 95% компаний в наши дни пользуются одно- или двухцветной гаммой. Это придает логотипу строгость и позволяет акцентировать те цвета, смыслом которых вы хотите воспользоваться. «Двухцветная гамма оптимальна не только по эстетическим, но и по чисто техническим причинам: часто возникает необходимость распечатывать документы со знаком вашей компании на черно-белом принтере, и любые разноцветные картинки выйдут темными и неряшливыми,— говорит Семаго.— Нельзя забывать и то, что многоцветные знаки на темном фоне, который часто используют в буклетах, выглядят иначе, чем на белом. Один цвет должен быть акцентарным: вы сможете использовать его в ваших проспектах, плакатах, флаерах и т. п.».

4. Помните, что у цветов есть семантика

Тройка лидеров среди цветов, задействованных в логотипах компаний,— это синий (33%), красный (29%) и черный или серый (28%). Еще 13% компаний используют желтый. Остальные цвета востребованы ничтожной долей фирм — на зеленый, фиолетовый, розовый приходится не более 5%. Объяснение здесь довольно простое: цвета-лидеры наиболее заметны и бросаются в глаза. При этом каждый из них несет свое скрытое послание потребителю. Красный энергичен и агрессивен: это частый цвет лого автомобильных марок (Toyota, Jaguar, Audi). Его любят марки, подчеркивающие современность, пропагандируют энергичный образ жизни (Canon, Coca Cola, MTV, Red Bull, из российских — МТС). Вместе с тем красный часто воспринимается как молодежный цвет (еще более молодежным является сочетание красного и желтого): он не подходит компаниям, чей бизнес хочет подчеркнуть «умеренность и аккуратность». Здесь лучше подойдет синий — он успокаивает и настраивает на приятное. Это лучший цвет для технологических компаний (Intel, IBM, Samsung, Siemens): он отливает металлом и стеклом. Среди автомобильных компаний его любят те, кто подчеркивает не энергичность, а простоту и надежность (Ford, BMW, Volvo). За те же качества его любят банки (Deutsche Bank, ВТБ), платежные системы (Visa, PayPal, Webmoney) и почтовые службы (вспоминаем синего орла на лого «Почты России»). Синий настраивает на позитивное общение, недаром он лидер среди лого социальных сетей (Facebook, Twitter, Flickr, «Вконтакте»). Черный цвет — минималистичен и точен: пользоваться им надо с большой аккуратностью, поскольку он легко может добавить оттенок мрачности. Он акцентирует качество и представительность (Mazda, Mercedes Benz, Nike). Однако в большинстве случаев черный не используется как основной цвет — он служит в основном для выделения надписей (Renault, Lego). Желтый — это идеальный цвет для компаний пищевой отрасли (McDonalds, Burger King, Subway) и индустрии развлечений.

5. Решите, что важнее: картинка или текст

41% компаний использует в логотипах только текст: это решение, конечно же, сильно повышает узнаваемость бренда, но, увы, сводит к минимуму скрытое послание потребителю. Небольшим фирмам этот вариант можно порекомендовать еще и потому, что они редко располагают действительно опытным художником: удачный текстовый логотип сделать намного проще, чем хороший графический. Подавляющее большинство мелких (да и не только мелких — YouTube, Skype, «Яндекс», Yahoo!) сетевых компаний и сервисов выбирают именно этот способ. Конечно, в целом сочетание картинки и текста оптимальнее для восприятия, но тут многое зависит от умения дизайнера расположить их относительно друг друга. «Но для небольших компаний ситуация не так критична: в основном достаточно поступить, как сделал один мой друг-предприниматель: нарисовал в Corel „зюзюку” и подписал под ней красивое слово»,— говорит Никита Семаго. В качестве примера дизайнер приводит удачнейший логотип компании Nike, который был сделан непрофессиональным художником, но вполне заслуженно превратился в один из самых узнаваемых товарных знаков нашего времени. «А логотип студии Disney, создатель которой просто расписался на листе бумаги?» — напоминает эксперт.

6. Использовать название компании желательно, но не обязательно

Это может показаться странным, но 9% компаний (и среди них такие, как Apple и Starbucks) вовсе не используют свои названия в логотипах. Забавно, что фактически эта форма логотипа — самая древняя: над ремесленными цехами в средневековых городах висели выполненные из жести изображения товаров, которые производили здесь: башмак, булка хлеба, нож, кафтан… Но тогда все было гораздо проще: каждый цех выступал как единая компания, имеющая монополию на производство своего продукта. Но в наши дни фирма, которая решит изобразить на своем логотипе носок, поступит довольно глупо: рынок любых товаров огромен, и никто вашего названия при виде логотипа автоматически не вспомнит. Вот почему если вы решили ограничиться только картинкой, следует взять простой и яркий образ. Знаменитый радужный логотип Apple, разработанный Робом Яновым в 1976 году, как бы говорил покупателю: «Мы — нестандартная компания, от нас можно ждать многого». Однако здесь все зависит от того, насколько удачна сама картинка и точно ли ваш бизнес необычен. Наш совет: лучше не рисковать и выбрать вариант текста с картинкой или текстового логотипа.

7. Выберите правильный шрифт

Шрифт критически важен, особенно в том случае, если вы выбрали текстовый вариант логотипа. Однако здесь все гораздо проще, чем с цветом или картинкой: шрифты так же легко увязать с конкретным видом бизнеса, как прямоугольные формы или рюшечки. Лучше не пользоваться готовым шрифтом, особенно известным — если название компании будет набрано приевшимися Times New Roman или Arial, вас сочтут лентяем и человеком, начисто лишенным вкуса. Оптимально использовать шрифты в меру вычурные или даже собственные, получить которые, кстати, можно, слегка видоизменив какие-нибудь не слишком очевидные стандартные

8. Вам нужна оригинальная картинка

Это самый сложный пункт. Примеры того, насколько оскорбительным и смешным можно случайно сделать свой логотип, можно посмотреть здесь. Если уж вы решили, можете черпать вдохновение в образах кинокартин, мультфильмов, популярных в интернете картинок. Если у вас не получилось найти хороший образ с первого раза — не отчаивайтесь: многие из самых талантливых логотипов стали такими путем сложной эволюции. «Мало кто вспоминает, что изначально логотип Apple отличался чудовищным нагромождением деталей: на развернутом пергаменте сидел под деревом Исаак Ньютон и откусывал от яблока,— говорит Лена Гордон.— Что от него оставил Янов, решивший сделать из этого полотна емкий и простой образ? Правильно: надкушенное яблоко». Иногда дизайнеры используют в качестве отправной точки для поиска идеи классические произведения искусства. Например, создатель логотипа Starbucks использовал для ставшего знаменитым логотипа голову сирены с собора Святой веры в эльзасском городе Селеста. А автор логотипа Versace и вовсе позаимствовал лицо медузы Горгоны.

Источник: journal.dasreda.ru

Scroll To Top