Как юридически оформить проект, чтобы минимизировать расходы и налоги

Добрый день, меня зовут Георгий. Я и моя коллега разрабатываем информационный сайт о технологиях и играх. Она владеет веб-студией, поэтому предоставляет технические ресурсы по разработке технической части и продвижения. Я собрал команду, которая будет заниматься контентом, и она уже его создает и тестирует.

С учетом того, что вкладываются в это дело ресурсы и время, встает вопрос о том, как разделять сайт. Мы сошлись на том, что оставим 50 процентов ей и 50 процентов мне. А авторы получают зарплату. Также нужно заключать контракты на монетизацию. Мы начали обдумывать идею с ООО, но меня напрягают эти налоги и прочие вещи.

Вопрос таков: какие есть варианты оформления данного соглашения, или все-таки нужно делать ООО?

Отвечает Владимир Беляев, координатор «Центра управления законом»

Начинать бизнес страшно и больно. Посчитав накладные расходы, хочется то ли застрелиться, то ли повеситься. Чуть ли не половину всех заработанных денег придётся выбрасывать в чёрную дыру налогов и взносов. Если же вспомнить о времени и нервах, которые придётся потратить на юридические бумажки, желание начинать бизнес исчезнет либо трансформируется в навязчивое желание «а как бы мне так сделать, чтобы у меня было всё, но мне за это ничего не было».

Мне жаль, но у меня нет для вас «Уникального Рецепта О Том, Как За Пять Минут Организовать Свой Бизнес И Не Платить Налоги». По-моему, такого рецепта в нашей реальности не существует, а тех, кто утверждает обратное, я бы хотел проверить на детекторе лжи.
Главное отличие бизнеса от хобби и фриланса — ответственность и накладные расходы.

От первого никак нельзя избавиться: раз уж вы решили зарабатывать деньги, а не получать их, будьте готовы к тому, что ваш проект не выстрелит и его не спасут ни пивот, ни инвестиции, ни суды.

От второго, на первый взгляд, избавиться можно. Хотите не платить налоги и взносы? Нет ничего проще! Раздавайте зарплату в конвертах, забейте на бухгалтерию и юридическое обеспечение, оформите юрлицо на бомжа, а прибыль получайте на электронный кошелёк Васи Пупкина, обналичивая её через левую контору в Нарнии.

Примерно через год вы поймёте, что вы — сам себе злобный Буратино. Кажущаяся выгода обернётся реальными убытками.
Избавиться от накладных расходов не получится: вы всё равно будете тратить «лишние» деньги, только не на налоги и взносы, а на взятки и отступные. Там пара процентов за обнал, тут пачка налички за переоформление на «левых» участников, здесь «вознаграждение» за смену места нахождения компании — вот и выгода от гениальной схемы куда-то испарилась.

Если у вас не стальные нервы, вы уже не сможете спокойно спать, потому что в ночных кошмарах вам будут сниться уголовный и налоговый кодексы: ответственность за неуплату налогов и взносов никто не отменял, а чем дальше — тем страшнее.
Добавим непрозрачность отношений с партнёром, костыльную схему монетизации, адскую непривлекательность проекта в глазах потенциальных инвесторов и полное непонимание ответа на вопрос «так у кого же, блин, оказались права на проект?» — и вы поймёте, что белый и пушистый бизнес, который тратит деньги на налоги и взносы, вовремя платит зарплату и следит за гигиеной прав, всё-таки выгоднее.

Предположим, вы таки решили создать няшный и мимимишный бизнес, но, как и все нормальные люди, хотите сократить расходы, поэтому просто не знаете, с чего начать. В этом случае у меня есть возможность вам помочь.

Во-первых, вариант «зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью и взять всех на работу» не столь уж и невыгоден. Вы можете неплохо сэкономить на взносах во внебюджетные фонды: правильный ОКВЭД, найм семи человек по трудовому договору и аккредитация в Минкомсвязи творят чудеса. Поверьте, всё это совсем не больно.

Во-вторых, можно сэкономить на бухгалтере и юристе. В интернете полно недорогих сервисов, польза от которых больше, чем затраты на них: «Точка», «Модульбанк», «Моё дело», «Эльба» и десятки их аналогов прекрасно решают свои задачи.

В-третьих, можно сильно уменьшить затраты на охрану труда и прочую малонужную бюрократию: если вы возьмёте людей на работу по «дистанционному» трудовому договору, часть соответствующих проблем автоматически испарится.

В-четвёртых, есть ещё примерно миллион способов сэкономить деньги и время, но я не знаю, что вам подойдёт, а что — нет. Многое зависит от каждой конкретной ситуации. Возможно, именно в вашем случае общая система налогообложения окажется выгоднее упрощёнки, а регистрация компании в Ривенделле окажется рациональнее, чем в России.

Поэтому прежде, чем начинать бизнес, найдите того, кто уже прошёл все круги ада, и допросите его, а заодно и его юриста и бухгалтера — час такой беседы будет ценнее мегабайтов любых интернет-консультаций.

Scroll To Top