Как преобразовать мини-кофейню формата to go в демократичное заведение

Чтобы открыть свой бизнес, не обязательно иметь опыт ведения предпринимательской деятельности. Иногда решительность и способность пойти на риск оказываются важнее любых знаний. По крайне мере, к такому выводу пришла Наталья Трофимова, которая с недавнего времени развивает в Екатеринбурге кофейный бизнес.

О том, как историк становится бизнесменом, какой формат кофеен можно развивать, имея под боком конкурентов в виде сети заведений «Шоколадница», что делать для привлечения клиентов и почему кофейный бизнес стал перспективным делом, Наталья Трофимова рассказала в интервью порталу Контур.ру.

Как все начиналось

Все началось с того, что я уволилась из крупной компании, и решение это было принято немного эмоционально. Почему я решила заниматься именно кофе? Идея пришла спонтанно: мне хотелось найти то, чем будет нравиться заниматься, что будет интересно развивать. Но поначалу никаких конкретных мыслей по этому поводу не было. И вот около года назад идея сформировалась окончательно.

Сейчас кофе не просто становится популярным в России, происходит формирование культуры потребления кофе. Люди начинают разбираться в напитке, они меньше пьют растворимый кофе и больше интересуются зерновым. Потребителя уже не устраивает обычный растворимый порошок непонятного качества, он пробует настоящий кофе.

Осенью прошлого года я приступила к реализации идеи по созданию кофейни. Поскольку я никогда не занималась предпринимательской деятельностью, и даже среди моих знакомых не было людей, к которым можно было обратиться с вопросами, я все делала сама. Перед глазами не было никаких примеров, так что пришлось действовать методом проб и ошибок.

О предпринимательском опыте

К сожалению, у нас не учат предпринимательству. Конечно, есть какие-то факультеты предпринимательства и бизнес-школы, но я сильно сомневаюсь, что там чему-то могут научить. Бизнес — живой организм, и самое главное в нем — практика: надо постоянно в этом вариться, быть в теме. А люди, которые обучают студентов, — теоретики. Их научили чему-то, вот они и рассказывают. Но научиться делать бизнес по учебнику невозможно.

Раньше у меня было обывательское представление о бизнесе. Мне хотелось делать хороший продукт, но средств было очень мало. Хотя, чтобы открыть кофейню скромного формата, много средств не нужно. При желании, имея какие-то сбережения или возможность взять простой потребительский кредит, можно организовать свою небольшую кофейню.

Две основные статьи расходов — это аренда и расходные материалы: продукты, посуда и прочие вещи, необходимые для открытия. Обустройство, какие-то улучшения внутри помещения — все это можно делать в процессе работы.

Мне очень хотелось начать, и все мои исследования и бизнес-планы были сделаны на скорую руку, ведь и этому меня никто не учил. Но я получила классный опыт.

Я не заканчивала курсы бариста, всему научилась сама, постоянно практикуясь. Учиться самостоятельно мне было легко и интересно. Гостям кофейни нравится мой кофе, но я не считаю его идеальным. Итальянцы говорят: если человек готовит кофе меньше десяти лет, он все еще учится. Я же готовлю его только с осени 2013-го, но днями напролет.

Эксперименты с форматами

Первая мини-кофейня была открыта в формате to go. У меня было очень маленькое помещение не в центре города, которое не вмещало гостей. Люди просто подходили к окошку, заказывали кофе и уходили со стаканчиком. Накануне нового года решено было поменять место и формат. Сейчас кофейня находится в бизнес-центре, в ней гости уже могут отдохнуть. Таким образом, у меня появилось уютное и атмосферное пространство, где покупателям предоставлено больше выбора. Хотя размещение в бизнес-центре все-таки предполагает, что 80% покупателей все равно берут кофе с собой. Помимо основных продуктов — кофе, чая и других напитков, — мы предлагаем несладкое печенье и очень вкусные чизкейки. Сами мы выпечкой не занимаемся, а заказываем ее у поставщика.

Центр довольно большой, в нем расположено больше ста организаций и есть отель. Большинство клиентов — сотрудники центра и гости отеля. Бывает, кто-то приходит по рекомендациям.

До конца этого года мы планируем открыть еще одну кофейню, а в следующем году, если все хорошо пойдет, откроем еще 3-4 точки.

О конкуренции

Конкуренции я пока не чувствую, поскольку сейчас у меня свой небольшой островок деятельности, в рамках которого я работаю. Кроме того, мы придерживаемся формата развития, который будет отличаться от кофейных гигантов. Допустим, та же «Шоколадница» занимает центральные районы, я же придерживаюсь другой политики. Считаю, что размещаться в центре не обязательно.

Когда я стала профессионально заниматься кофе, то начала пробовать его во многих заведениях. К сожалению, оказалось, что, несмотря на многочисленные предложения, качественного и хорошего продукта очень мало. Это стало разочарованием для меня. С точки зрения бизнеса это, конечно, плюс: есть возможность сделать массовый качественный продукт, доступный людям. Ведь помимо того, что кофе чаще всего невкусный, он еще и стоит 200-300 руб. Обычный человек вряд ли будет ежедневно тратить такие деньги просто на чашку кофе. Моя задумка — сделать качественный напиток, который был бы доступен каждому. Я хочу, чтобы люди могли позволить себе пить хороший и качественный кофе каждый день, а не только тогда, когда встречаются с друзьями.

Дарья Мартыщук
Источник: https://kontur.ru/

Scroll To Top