Почему российские предприниматели так мало знают о франшизах

Франчайзинг «по западному»

На Западе, к примеру, в США или в развитых в экономическом плане европейских странах, покупка франшизы и последующее открытие с её помощью собственного бизнеса – это вполне «обычное» дело. Купить франшизу и открыть свой собственный магазинчик, небольшую кофейню или автозаправочную станцию может человек со средним уровнем доходов, который скопил определенный стартовый капитал. Конечно же, такой человек не станет рисковать скопленными за годы работы на государственную компанию деньгами и вряд ли он станет открывать собственное дело самостоятельно. Поэтому, лучшим вариантом для начала бизнеса, западные начинающие предприниматели считают именно франчайзинг. Они подбирают наиболее подходящую для себя проверенную временем франшизу и развивают свой бизнес, который позволяет им и их семьям достичь комфортного уровня жизни.

Франчайзинг «по нашему»

В Российской Федерации дела с покупкой франшизы и с франчайзингом в целом обстоят несколько иначе. Некоторые стремятся во всем обвинить наш пресловутый постсоветский менталитет, но как утверждают эксперты, российские предприниматели современности все-таки уже во многом похожи на предпринимателей западных. Безусловно, конечно же, в российском франчайзинге присутствуют негативные моменты, которые присущи постсоветскому бизнесу вообще. К таким моментам можно отнести ведение некоторыми бизнесменами «не до конца честной» бухгалтерии, нарушение некоторых обязательств и так далее. Но в то же время, многие франчайзеры ведут довольно жесткий отбор партнеров-франчайзи и в случае каких-либо существенных нарушений контракта с их стороны разрывают договора. Специалисты утверждают, что динамичный рост франчайзинговых сетей их торговых точек и предложений от франчайзеров, который, кстати говоря, не прекращался и в период экономического кризиса, как раз и является прямым подтверждением того, что российский «бизнес-менталитет» абсолютно «нормален».

Но все же, национальный франчайзинг пока ещё является не до конца прозрачным и понятным для предпринимателей. Главная проблема, с которой сталкиваются российские бизнесмены – это выбор «правильной» франшизы. И нужно отметить, что из-за неправильного выбора франчайзингового предложения в России потерпели неудачу даже некоторые «бывалые» предприниматели.

Ошибки потенциальных франчайзи

Первое, на что обращают внимание потенциальные франчайзи – это торговая марка франчайзера, вернее, степень её раскрученности и узнаваемости. Предприниматели руководствуются логикой – если компания имеет сильный бренд и определенный имидж, значит она «сильна» и надежна. Почему-то, потенциальные партнеры франчайзеров считают, что чем больше у компании франчайзинговых торговых точек, тем «мощнее» сама компания. К примеру, если компания за последний год открыла десятки торговых точек, то это и есть главный показатель её надежности. На самом деле, в розничной торговле, как правило, так происходит из-за того, что головная компания в один «прекрасный момент» просто называет всех своих мелких оптовиков загадочным термином «франчайзи» и сообщает им о том, что в партнерских отношениях ничего не меняется.

Эксперты говорят, что наличие множества сетевых торговых точек – это далеко ещё не показатель стабильности компании и её надежности как делового партнера. И даже более того, в некоторых случаях компании запускают продажу франшиз из-за того, что их положение становится шатким. Они делают ставку на получение дополнительных источников дохода (вступительные взносы и другие платежи со стороны франчайзи). Такой подход к бизнесу противоречит положительному мировому опыту. На Западе запуск франшизы означает полную готовность головной компании к полноценному партнерству и то, что эта франшиза протестирована и работоспособна.

Если доверять «силе» бренда все-таки небезопасно, что же делать потенциальному франчайзи для того чтобы купить франшизу «всей своей жизни»? Возможно, ему стоит обратиться за получением информации к самому франчайзеру? Но на практике не все так просто как хотелось бы. Дело в том, что российские бизнесмены, которые достигли успеха, в силу ряда причин не стремятся к тому, чтобы сделать свой бизнес открытым. Эта специфика российского, да и всего постсоветского бизнеса тормозит развитие франчайзинга. Западные франчайзеры предоставляют своим потенциальным партнерам-франчайзи реальную картину их бизнеса – прибыли и убытки собственных сетей, прибыли франчайзи и другую необходимую для принятия решения о покупке франшизы информацию. Российский же франчайзинг пока ещё к этому не готов.

Пока предприниматель купивший франшизу у отечественного франчайзера не проверит всю информацию, полученную перед её покупкой на практике, он вряд ли сможет получить действительно реальную картину. Наши российские франчайзеры могут предоставить потенциальному покупателю франшизы «горы» информации, но вот насколько она будет правдивой, сказать никто не может.

Что делать?

Каков же выход из сложившейся ситуации с российским франчайзингом? Эксперты утверждают, что до тех пор, пока сами франчайзеры четко не осознают то, что они не просто продают права на ведение бизнеса под их торговой маркой, а прежде всего, продают бесценный опыт и сведения, развитие отечественного франчайзинга будет тормозиться. Эти сведения должны иметь спрос среди потенциальных франчайзи, а значит, они должны быть максимально правдивыми и прозрачными.

Тем людям, которые хотят купить франшизу, нужно понять, что времена, когда можно было «купить утром дешевле, а вечером продать дороже» уже в прошлом. Не стоит обманывать себя и верить голословным заверениям. Сообща, предприниматели и франчайзеры способны сделать Россию территорией, где будут действовать устоявшиеся в успешной западной практике законы франчайзинга и бизнеса в целом, такие, которые выведут российское предпринимательство на мировой уровень.

Scroll To Top